ГлавнаяЮридический журнал«Юридический ликбез»Как правильно общаться с ГИБДД. Превышение скорости
Бесплатные юридические консультации онлайн!

Как правильно общаться с ГИБДД. Превышение скорости




С каждым годом автомобилей на наших дорогах становится всё больше. Больше возникает проблем и на дорогах. Это касается и дорожно-транспортных происшествий, и нарушений ПДД РФ, как причины вообще многих бед на дорогах, да и взаимоотношения между водителями порой складываются негладко. Ну а уже про взаимоотношения водителей и инспекторов ГИБДД и говорить не приходится. В нашем сознании укоренился стереотип, что инспектор всегда враг, взяточник, оборотень в погонах. Однако, хочу заметить что это не всегда так, в правоохранительных органах добрая половина все же порядочных людей и доблестных служителей закона.

В последнее время мы часто слышим об усилении ответственности за нарушение правил дорожного движения. Повышают штрафы, увеличивают сроки лишения права управления транспортным средством. Ужесточают порядок прохождения обучения в автошколах, безуспешно пытаются бороться с коррупцией со стороны правоохранительных органов и т.д. Да и многие юристы и адвокаты знают не понаслышке, насколько серьёзно, "система" сгустила тучи над водителями. Это особенно ощущается при ведении административных дел в судах.

В настоящее время очень редко мировые судьи выносят оправдательные постановления, это скорее всего даже не исключение, а случайность. А фраза в постановлении суда «у суда нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД» входит в золотую коллекцию жанра.

Любой маломальски подкованный в юридическом плане водитель знает, что нужно делать если его остановил инспектор ДПС на посту для проверки документов. Однако, не многие знают свои процессуальные права и как правильно себя вести в случае если вам вменяют в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ (правонарушения в области дорожного движения). И вопрос тут не в том, есть ли законные основания для этого у инспектора или их нет. А в том, чтобы не стать жертвой безграмотности инспектора, его произвола и желания выслужиться перед руководством, доложив о достижении высокого результата в количестве привлеченных к ответственности водителей.... «Палочную систему» ведь никто не отменял.

Статистика нарушений ПДД выглядит примерно следующим образом:

превышение скорости, разговор по телефону, непристегнутый ремень. Но это можно сказать нарушения не значительные, да и администрирование этих нарушений вызывает споры. При желании можно уйти от ответственности за совершение указанных выше нарушений. Есть кстати масса уловок, но об этом в другой раз.

К «рейтингу» тяжких и особо коррупционных можно отнести:

административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена следующими статьями КоАП РФ: это превышение скоростного режима на 60 км/ч и более - ч.4 ст. 12.9, выезд на полосу, предназначенную для встречного движения (в народе «встречка») - ч. 4 ст. 12.15, а также управление ТС в состоянии алкогольного опьянения - ч. 1 ст.12.8 КоАП РФ

Итак, нарушение скоростного режима, в зависимости от величины превышения влечет наказание от 100 рублей до лишения права управления транспортным средством на срок до 6 месяцев.

Что делать если вас остановил инспектор с радаром в руках и показывает вам циферки, говорящие о якобы вашей скорости?

Главное - самообладание.

Исходя из собственной практики участия в качестве защитника в административных делах, на мой взгляд, люди делятся на две категории: те кто действительно не нарушал и не понимают почему все так получилось, т.е. жертв произвола, и тех, которые сознательно «слишком низко летят», а потом усердно пытаются доказать, что они ехали со скоростью гужевого транспорта. С «пилотами» все ясно, нарушил - неси ответственность, однако у всех есть права, и право на защиту в том числе. Ну а уж взгляды и жизненная позиция у всех разная. Если вы законопослушный и внимательный водитель, находясь за рулем следите за дорожной обстановкой и руководствуетесь дорожными знаками и разметкой, конечно такая ситуация вызовет у вас, по меньшей мере, негодование. Но инспектор будет не преклонен: "вот радар, вот скорость, вот протокол, распишитесь, получите". И тут для вас начинается самое главное.

Как жизнь состоит из мелочей, так и административный процесс состоит из различных процессуальных нюансов. В подобных ситуациях, необходимо не терять контроль над происходящим, внимательно читать все то, что вам предоставляет инспектор. И не подписывать то, в чем сомневаетесь. Не хотелось бы «грузить» простых водителей юридическими тонкостями, но без них в нашем деле никуда.

С 1 сентября 2009 года приказом МВД РФ №185 введен в действие «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», который определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции.

Итак. Вам вменяют в вину превышение скорости. Если вы уверены, что это не так, вам необходимо предпринять следующие действия(по возможности фиксировать это с помощью аудио и видео):

1. вас остановил инспектор ГИДББ и сообщил о превышении скорости. Не нужно выбегать из машины(если это темное место, категорически не рекомендую, покидать автомобиль, закрыть все двери и не глушить двигатель), не нужно суетиться и прыгать перед инспектором, доказывая что это не ваша скорость и уж тем более не предлагать деньги для урегулирования ситуации. При этом необходимо знать, что остановка транспортного средства сотрудником ГИБДД является административной процедурой, которая урегулирована Административным регламентом. Это не просто абы какой взмах черно-белого жезла, руки либо еще какого-то предмета в руках инспектора. Согласно п.п. 64, 65, 66 Административного регламента, жест об остановки подается рукой, жезлом либо диском с красным сигналом, с четким указанием на конкретный автомобиль, жест должен быть понятен водителю, кроме того должно быть указано конкретное место остановки. При этом запрещается остановка транспортного средства в местах где это запрещено ПДД РФ. Так что, если вы увидели нечто подобное, напоминающее отмахивание от мух, можете смело продолжать движение, но с оглядкой в зеркало заднего вида, на всякий случай;

2. после того, как к вам соизволил подойти инспектор, попросите представиться его( если он забыл или не внятно это сделал), назвать номер жетона, подразделение в котором он служит, а лучше всего, попросите его показать удостоверение в раскрытом виде и перепишете все его данные, кроме того, попросите его официально сообщить причину остановки. Согласно п.п. 20, 67 Административного регламента, остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, смело требуйте от инспектора исполнения указанных выше обязанностей. Бывает так что инспектор сначала останавливает автомобиль, а затем оглядывая его, начинает придумывать причину остановки;

3. в случае если у вас есть чем зафиксировать беседу с инспектором, смело используйте фото, видео, аудио технику, это разрешено. п. 25. Административного регламента, который гласит, что сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись;

4. следующим этапом общения, исходя из нашей ситуации, будет ознакомление вас с показаниями радара или иного технического средства с помощью которого зафиксирована скорость вашего транспортного средства и здесь вы тоже обладаете определенным набором паровых инструментов. Если радар фиксирует только скорость без видеофиксации, а таких уже мало на наших дорогах смело говорите что скорость не ваша, других доказательств обратного инспектор вам не сможет предоставить. Если же в качестве доказательств содеянного инспектор вам представляет видеозапись, во-первых внимательно просмотрите запись, удостоверьтесь что номер, цвет и марка автомобиля на видео соответствует вашему автомобилю. Во-вторых обратите внимание, не попадает ли в кадр на ряду с вашим авто другие автомобили, поскольку это может трактоваться как неустранимые сомнения в вашей виновности.

5. Согласно п. 57 Административного регламента, места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются дислокацией, утверждаемой руководителем органа управления. Места и время применения мобильных средств автоматической фиксации определяются решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником. Поэтому в данной ситуации настойчиво требуйте ознакомить вас с документами, позволяющими сотруднику использовать прибор с помощью которого фиксировалась скорость. Следующим документом который вы имеете полное право потребовать у инспектора это сертификат на измерительный прибор, также в обязательном порядке потребуйте свидетельство о поверке измерительного средства. Кроме всего это, вы также можете требовать осмотреть прибор на целостность пломбировки. Обязательно сверьте номер прибора и его серийный номер с теми данными которые вписываются в протокол об административном правонарушении.

Вы спросите "обязан ли инспектор ознакомить вас со всеми вышеперечисленными документами?" Я вам отвечу, что нет, не обязан, однако, если инспектор добросовестный, и у него все документы в порядке, его не затруднит это сделать. Если же инспектор всячески отказывается это сделать, при заполнении протокола смело указывайте на нарушение ваших прав, и перечисляйте те документы с которыми вас не ознакомили, в дальнейшем это упростит доказывание вашей невиновности в суде. Также требуйте указать в протоколе модель технического средства фиксации;

6. после разбирательств со средством измерения скорости, инспектор приступит к составлению протокола - это очень важная стадия административного производства, протокол один из основных документов, на которых будет основываться суд, вынося постановление о привлечении вас к административной ответственности ст. 26.2. КоАП РФ. В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ вам должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Инспектор не просто должен пробурчать себе под нос, что вы имеете право, а четко и конкретно разъяснить права лиц в отношении которого возбуждается административное дело. Одним словом он должен процитировать КоАП РФ и Конституцию РФ. Если инспектор отказался или сделал это так, что вам не понятно, смело пишите в соответствующем разделе протокола что вам не разъяснили права и обязанности предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ. Если вы не согласны с протоколом, в разделе «объяснение лица...» выразите свое несогласие, а также опишите обстоятельства, которые считаете необходимым внести в протокол, если вас не ознакомили с вышеуказанными документами, сделайте об этом отметку, и укажите что по вашему требованию вас не ознакомили с ними. Если с вами в автомобиле находятся друзья, родственники, знакомые, обязательно требуйте у инспектора внести их в протокол. Для трех свидетелей там всегда найдется место. Если инспектор откажется, также делайте об этом запись в ваших объяснениях. Кроме того, иногда инспектор просит писать объяснения кратко, так как места в протоколе не хватает, не поддавайтесь на эти провокации, если требуется они обязаны предоставить вам чистый лист бумаги, и указать что это приложение к протоколу, главное подробно и как можно полно опишите обстоятельства дела и укажите все допущенные нарушения.

В случае, если вам вменяют в вину превышение скорости более чем на 60 км/ч, у вас изымут водительское удостоверение, так как санкция ч 4. ст. 12.9 КоАП РФ предусматривает за совершение данного правонарушения, помимо штрафа наказание в виде лишения права управления транспортным средством сроком от 4 до 6 месяцев. При изъятии водительского удостоверения в протоколе делается отметка об этом и указывается что выдано временное разрешение с указанием серии и номера. Во временном разрешении указывается срок его действия.

Также в протоколе вы можете заявить ходатайство о рассмотрении административного дела по месту жительства(если находитесь далеко от ПМЖ) и указать что вам требуется юридическая помощь.

Все эти рекомендации могут и не спасти вас от несправедливого наказания, да и нарушать правила дорожного движения опасно для жизни, ведь они написаны кровью. Но это однозначно поможет юристу отстоять ваши права в суде, и вернуть вам водительское удостоверение, в случае его незаконного изъятия. Главное заключается в том, чтобы на стадии возбуждения административного дела не допустить ошибок, которые в дальнейшем приведут к несправедливому решению суда.

Каждый водитель должен понимать, что все рекомендации и уловки это не панацея от наказания, ведь если водитель действительно грубо нарушает правила дорожного движения, делает это осознано и не считается с остальными участниками дорожного движение, то справедливо этого водителя наказать. И для таких водителей наказание должно быть неотвратимо.

Ссылки по теме


Статью добавил: Воробьев Евгений Иванович 21546 просмотров
Рубрика: «Юридический ликбез»