Северный стаж

№ 306817. 1 июня 2011 в 16:44 Не определен

Здравствуйте,Уважаемые юристы!Очень нужна Ваша помощь!С 1978 года начала свою трудовую деятельность в районе Крайнего Севера,в Якутии на гражданской работе.С 09.03.94 года по 31.08.95 года поступила на службу в органы налоговой полиции на офицерскую должность,так же на севере,далее была откомандирована на службу на Кавказ,до льготного стажа не дослужила,перешла на гражданскую работу.Сейчас подходит пенсионный возраст,пошла в Пенсионный фонд,посмотрела специалист трудовую и сказала,что служба в налоговой полиции с 09.03.94 г. по 31.08.95 г.не будет засчитана для начисления льготной пенсии,хотя именно с этой последней работой у меня северный стаж получается 15 лет.Специалист поясняет,что отчисления в ПФ не производились.Права ли специалист и как мне поступить в данной ситуации? Заранее благодарю.

Тема: Пенсии, соцобеспечение, льготы, стаж


Ответы юристов
Малых Андрей Аркадьевич, Долгопрудный

юрист

№210126. 2 июня 2011 в 11:03

Здравствуйте, Татьяна.

Увы.

Обзор судебной практики

по трудовым и социальным делам Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации за 2005 год

3. Период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку указанный период может быть засчитан в специальный трудовой стаж только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено пенсионным законодательством.

X. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – отделу Пенсионного фонда Российской Федерации г. Заозерска Мурманской области о досрочном назначении пенсии по старости на основании подп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Она ссылалась на то, что на день обращения по вопросу досрочного назначения пенсии (10 ноября 2003 г.) она достигла возраста 50 лет, имеет двоих детей, общий трудовой стаж ее составляет 20 лет 3 месяца, из них 14 лет 2 месяца – работа в районах Крайнего Севера, из которых в свою очередь 4 года 4 месяца – служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Ответчик в досрочном назначении пенсии по старости ей отказал в связи с тем, что период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не может быть включен в стаж работы на Крайнем Севере.

Решением Заозерского городского суда Мурманской области от 12 марта 2004 г. иск удовлетворен.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда 14 апреля 2004 г. решение оставила без изменения.

Президиум Мурманского областного суда 5 августа 2004 г. вышеуказанное решение и определение суда кассационной инстанции отменил, вынес новое решение об отказе X. в досрочном назначении пенсии по старости.

В надзорной жалобе X. просила отменить постановление президиума в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26 августа 2005 г. постановление президиума оставила без изменения, надзорную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Таких нарушений президиумом областного суда при рассмотрении данного дела не допущено.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии по старости X. достигла возраста 50 лет, имеет двоих детей и страховой стаж ее составляет 20 лет 3 месяца, из которых 9 лет 10 месяцев 5 дней она проработала в различных организациях в районах Крайнего Севера, а 4 года 4 месяца – на службе по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у X. права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, так как суммарный период ее работы и службы в районах Крайнего Севера превысил 12 лет.

Отменяя данное решение, президиум Мурманского областного суда сослался на незаконность включения судом периода службы истицы в Вооруженных Силах Российской Федерации в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку указанный период может быть засчитан в специальный трудовой стаж только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено пенсионным законодательством.

В надзорной жалобе X. указывала, что судом надзорной инстанции необоснованно сделан вывод о том, что период прохождения военной службы не может быть засчитан в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку прохождение военной службы по контракту является одним из видов трудовой деятельности, подлежит включению в период работы в районах Крайнего Севера и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости.

Однако данный довод не обоснован, и президиум Мурманского областного суда правильно указал на ошибочное толкование норм материального права судом первой инстанции.

Действительно, военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено, в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека, исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона.

Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (в ред. от 8 августа 2003 г.).

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в районах Крайнего Севера и т.п. в специальный стаж.

С учетом изложенного постановление президиума Мурманского областного суда является законным.

Определение N 34-В05-1″

А.Малых


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОТЗЫВ. 2 июня 2011 в 15:25

Спасибо Вам большое,успехов!!!

Оцените статью
Юридические вопросы и ответы
Adblock
detector