О детях и деньгах


9 апреля 2010 в 13:09 Источник: Четыре конверта

Помню, когда я был ребёнком, моим родителям потребовалось некоторое время, чтобы объяснить мне, как работают деньги (это было до эры банкоматов и оплаты онлайн). Мама показывала мне, как заполнять чек на получение наличных денег, отдать этот чек кассиру и затем получить наличность. Мама показывала мне, как она депонирует папину зарплату, выдаваемую чеком, на банковский счёт. Показывала, как заполняется депозитный бланк, который нужно было отдать кассиру. Она учила меня, как подводить баланс чековой книжки с помощью обычной математики, без специальных компьютерных программ. Я видел, как мама выписывала чеки, чтобы оплатить наши счета и отправляла их по почте. Я видел, как она оплачивала наши покупки наличными деньгами, и знал, что это были те самые деньги, полученные ранее в банке из кассового аппарата. У меня был сберегательный счёт, на котором хранились деньги, подаренные мне на День Рождения; меня научили, как работает начисление процентов на сумму вклада и как проверять свою сберегательную книжку, каждый раз когда вносится новый вклад. Другими словами, деньги были для меня вполне реальны. Я понимал, как деньги зарабатываются, откладываются и как с ними нужно обращаться. Как результат, вырос, зная цену деньгам.

В последнее время я часто слышу от родителей жалобы на то, что их дети не понимают и не умеют обращаться с деньгами. Дети просто думают, что мама вставляет пластиковую карточку в банкомат и оттуда автоматически появляются деньги. Или, что мама одним движением пластиковой карточки способна оплатить любые товары в магазинах. Современные дети не видят реальных денег… Однажды я разговаривал с мамой шестнадцатилетнего подростка. Она сказала сыну, что у неё нет денег на одежду, которую он хотел купить. Подросток ответил: «Неправда, у тебя есть деньги! Просто используй свою кредитку, мама!» Этот шестнадцатилетний мальчик не имел никакого реального представления о деньгах, кредитных карточках, процентах, пенях и что это значит, когда денег нет.

Я думаю, что сегодняшние дети испытывают подобные проблемы, потому что деньги это не что-то реальное для них (по крайней мере до того, как они начинают подрабатывать). Если родители никогда не используют наличные деньги или не оплачивают счета вручную; всё, что дети видят — это безналичные транзакции. Деньги появляются из банкомата, счета оплачиваются щелчком мышки, кредитной карточкой можно оплачиваются все покупки. Даже детские игры сегодня исключили бумажные деньги. В «Монополию» и другие подобные игры сегодня можно играть, используя включенные в набор игры кредитные карточки вместо того, чтобы как раньше производить оплату бумажными деньгами. Так как же ребёнок может хоть что-то понять о деньгах, если лн никогда не видит их в обороте.

Сегодня становится всё тяжелее учить детей обращению с деньгами — всё потому, что наш удобный стиль жизни не делает наличные (реальные) деньги одной из её составляющих. Когда я рос, только наличные деньги были в обращении в нашем городе, поэтому было нетрудно понять, как всё это работало. Дети и сами могли быстро понять, как работают деньги, даже если родителям в силу занятости было некогда их этому учить. Сегодня же всё иначе. Если только родитель сам не решит согласованно учить своего ребёнка обращению с деньгами, то дети, скорее всего, будут ассоциировать деньги с пластиковой карточкой и лёгким доступом. Становится всё сложнее устанавливать связь между работой, получением денег, расходами и сбережениями.

Так что же вы можете сделать, чтобы дети поняли как работают деньги за пределами кредитных карт и оплаты через Интернет? Здесь несколько идей:

  • Используйте реальные деньги, когда это возможно. Попытайтесь не оплачивать все ваши покупки и счета только используя кредитные или дебетовые карты. Позвольте детям видеть, как совершаются денежные транзакции, и то, что когда деньги потрачены, то их больше нет.
  • Показывайте детям, как вы оплачиваете счета. Если вы выписываете чеки — позвольте детям видеть процесс. Если же все счета оплачиваются онлайн через Интернет, или же счета оплачиваются автоматически каждый месяц — объясняйте детям, сидя перед компьютером, куда уходят деньги. Показывайте им транзакции и как вследствие этого уменьшается количество денег на вашем счете.
  • Показывайте детям ваши чеки с заработной платой. Даже если ваша зарплата автоматически перечисляется на расчетный счёт, вам выдаётся квитанция. Покажите детям, что это то, откуда в семье появляются деньги. Вы работаете — вам за это платят. Затем установите связь между получением зарплаты и всеми остальными денежными операциями, которые должны быть произведены.
  • Показывайте детям счета по вашим кредитным карточкам. Объясните детям, что такое долги и начисляемые проценты на не выплаченные суммы. Показывайте им как ваши платежи соотносятся с оставшимся на кредитке балансом. Объясните детям, почему очень хорошо выплачивать всю сумму долга сразу. Покажите им все товары, которые вы купили, чтобы дети смогли понять, что домашние расходы иногда оплачиваются кредитной карточкой. Продемонстрируйте, что кредитная карта — это не бездонный океан бесплатных денег.
  • Позволяйте детям самим оперировать наличными деньгами. Покупайте «старомодные» версии детских настольных игр, в которые включены бумажные деньги и мелочь, для того, чтобы дети смогли привыкнуть к обращению с деньгами. Давайте детям только материальные деньги (наличные) на мелкие расходы и позвольте им самим совершать мелкие покупки, чтобы дети могли почувствовать, что расставаться с деньгами не так уж и легко.
  • Показывайте детям, как работает сберегательный счёт. Если вы ежемесячно откладываете какое-то количество денег на сберегательный счёт, то покажите детям как это работает и куда идут деньги. Неплохая идея открыть ребёнку его собственный сберегательный счёт, чтобы хранить там свои собственные деньги (например, подаренные на День рождения) и видеть, как работает система начисления процентов на вклад.

Даже маленькие дети способны понять основы денежного обращения. Если они пока еще не понимают всех премудростей процесса, они уже вполне могут устанавливать связь между работой и деньгами и тем, сколько денег тратится на всякие нужды. Дети уже могут понять, что деньги — это не что-то магическое и появляется «из ниоткуда», когда ты хочешь что-то купить. Если в семье есть финансовые проблемы, то конечно необязательно рассказывать своим детям всё в деталях, но также и не нужно скрывать от них тот факт, что в семье сейчас временные материальные трудности. Это приносит еще больше вреда, а никак не пользы. Вовлекайте детей в процесс ведения домашнего хозяйства, чтобы они поняли как работают деньги.

Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли «подкованными» в финансовых вопросах, то это те усилия, которые придётся приложить. Без образования в этой сфере как такового, дети растут с ложными представлениями о деньгах и редко когда учатся правильно с ними обращаться.


Ссылки по теме

Дети и родители — кто и какие права и обязанности имеет с позиции закона?

Хитрые сберегательные стратегии для поколения Y

15 правил обращения с деньгами, которые должны знать дети

О хранении сбережений в металлических счетах

Список покупок — простой способ сберечь время и деньги

Когда родительские уроки о деньгах приводят к обратным результатам?


Оцените статью
Юридические вопросы и ответы