Жалоба: как составлять и куда подавать?

ГлавнаяЮридический журнал«Юридический ликбез»Жалоба: как составлять и куда подавать?

29 августа 2011 в 1:40

Каждый из нас попадал в ситуации, когда появлялось желание «пожаловаться куда следует» на человека или организацию. Ситуаций, когда обычный человек просто бессилен что-то сделать в ответ на действия других людей, может быть множество, — вымогательство должностных лиц, невежливое и непрофессиональное отношение продавцов, нечестное поведение работодателя, неспокойные соседи и многое другое. Для таких случаев законом предусмотрены так называемые жалобы. Но какими бы серьезными ни были ваши доказательства, надо знать, как правильно составлять и подавать жалобу.

Порядок работы с жалобами определен Федеральным законом РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В данном законе регламентируется работа с жалобами, поданными как письменно, так и устно.
Жаловаться устно разумно тогда, когда вы лично обращаетесь к должностному лицу или когда звоните в диспетчерскую службу по телефону.

При обращении к должностному лицу необходимо записаться к нему на прием заранее. При этом может уйти достаточно много времени до того, как вы попадете на этот прием — может быть очередь, могут перенести назначенное время и другие обстоятельства. Когда же время «Х» настало, то выглядеть нужно соответствующе ситуации, — т.е. никакого нетрезвого состояния и пляжной или вызывающей одежды.

В диспетчерскую службу уместно звонить, когда есть жалобы на работу хозяйственных служб или возникла необходимость вызова силовых ведомств либо МЧС. Диспетчерские службы есть у всех организаций, связанных с хозяйственно-бытовым обслуживанием населения (телефонные линии, электрические сети, газо- и водоснабжение и другие службы). Если в городе существует объединенная диспетчерская служба, осуществляющая контроль за работой всех коммуникаций и инженерных сооружений города, то обращение с жалобой намного упрощается — достаточно знать один номер этой службы и звонить туда. Деятельность диспетчерских служб регулируется «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. № 170.

Любой звонок в диспетчерскую записывается, а записи хранятся не менее трех месяцев. Кроме того, диспетчер по ходу разговора обязан фиксировать суть претензии и контакты позвонившего в специальном журнале. Ход рассмотрения жалобы и решение возникшей проблемы контролируются руководством организации.

Наиболее эффективной является письменная жалоба. При этом если вам дорого время и результат, то подавать ее нужно в тот орган, к компетенции которого относится жалоба. Результат и скорость рассмотрения жалобы зависит также и от того, как она составлена. Желательно, чтобы жалоба имела следующий вид:

Полное наименование органа и должностного лица,
которому направляется жалоба.

ФИО и адрес заявителя

Жалоба
краткая суть жалобы (например, «О неправомерных действиях сотрудника полиции»)

Максимально подробное описание ситуации, на которую вы жалуетесь.
Указать все сведения о лице, на чьи действия подается жалоба.
Если были свидетели инцидента, то указать их данные.
Если имеются документы, свидетельствующие о нарушении прав, указать их реквизиты и приложить копии к жалобе.
Если вы знаете, какие нормы действующего законодательства были нарушены, укажите их номера, названия и конкретные пункты.

Приложение:
Перечислить, какие документы и в каком количестве прилагаются к жалобе.

Дата и подпись.

Нужно учитывать, что без указания персональных данных заявителя жалоба рассматриваться не будет. Исключением являются анонимные заявления о совершенном или совершаемом противоправном деянии. Некоторые документы, которые прикладываются к жалобе, могут потребовать нотариального заверения.
Жалобу нужно составить минимум в двух экземплярах — один экземпляр подается в канцелярию или приемную соответствующего органа власти, а на второй вам ставят отметку о приеме, где указывается номер входящего документа и дата поступления. Можно составить несколько копий жалобы и подать во все органы власти, в чью компетенцию входит рассмотрение вашей жалобы.

Чтобы отслеживать движение своей жалобы можно взять телефон канцелярии и приемной, куда подавалась жалоба. Позвонив через несколько дней после подачи жалобы вы сможете узнать, кому конкретно передали рассмотрение вашей проблемы.

Жалобу можно послать через почту заказным письмом с подробным описанием содержимого. В этом случае срок рассмотрения жалобы отсчитывается с момента получения письма в канцелярии соответствующего органа. Эта дата будет стоять на уведомлении о получении письма.

Кроме вышеуказанных способов жалобу можно подать и через Интернет. Сейчас многие структуры переходят на прием различных документов именно через глобальную сеть. Это во многом облегчает как подачу различных жалоб и претензий, так и их обработку.

В тех ситуациях, когда в рассмотрении жалобы отказывают или принятое решение кажется не соответствующим правовым нормам, нужно обращаться в вышестоящий орган либо в прокуратуру. В случае обжалования подается жалоба, аналогичная первой, но дополнительно в ней указывается ответ нижестоящего органа. Если ответ прокуратуры также является неудовлетворительным, то следующим шагом будет обращение в суд с исковым заявлением.

В большинстве случаев четкое и правильное написание жалобы является залогом успешного и быстрого разрешения проблемы.

Ссылки: Ведение бракоразводного процесса без Вашего присутствия в суде


Ссылки по теме

Изменение размера госпошлины для подачи заявлений и исковых заявлений в суд

Сроки подачи кассационной жалобы

Как подать надзорную жалобу?

Как написать кассационную жалобу?

Как и кому написать жалобу?

Как правильно подать претензию на продавца?


Оцените статью
Юридические вопросы и ответы