Поправки-ограничители ставок кредитов «испарились» из готового законопроекта

ГлавнаяЮридический журнал«Юридический ликбез»Поправки-ограничители ставок кредитов «испарились» из готового законопроекта

17 ноября 2013 в 15:05

Поправки-ограничители ставок кредитов «испарились» из готового законопроекта

Совершенно не предсказуем процесс законотворчества в российском законодательстве. Те или иные положения или поправки по неведомой причине вдруг появляются в законопроектах и точно также по мановению волшебной палочки без реакции на чье-либо выступление исчезают, испаряются из него. К примеру, сложно найти концы в истории появления и исчезновения поправок-ограничителей ставок банковских кредитов. 

При личном общении с депутатами Госдумы было высказано мнение, что поправки, хотя и были полностью согласованы с Центробанком, а также и Министерством финансов, но их посчитали несвоевременными ряд депутатов одной из ведущих партий. Также на «испарение» поправок повлияло то, что в целесообразности их принятия засомневалась большая группа сенаторов, членов СФ. 

При общении в кулуарах высказывались мнения о том, что, несмотря на исчезновение из законопроекта, они еще могут всплыть в любой момент нашей переменчивой законотворческой ситуации. В банковской среде тоже так считают. В частности озвучено в СМИ мнение одного из представителей верхушки правления одного из ведущих банков страны, который считает возможным быстрое принятие поправок после указания «сверху». 

Вспомним суть этих поправок, благо, что не все следы заметены и можно их прочитать в свободном доступе. Предложения по ограничению ставок кредитов можно обнаружить в одном из номеров Коммерсанта. Там подробно разжевывается суть этих поправок. 

Все сводилось к одному, права Центробанка значительно расширяются, специалисты главного регулятора получают право расчета средних ставок по всем типам кредитов. Эти значения доводятся до банков страны, кроме значений средних ставок Центробанк определяет фиксированные значения доступных для банков предельных отклонений. 

Возможные отклонения в указанной Коммерсантом версии поправок могли находиться в довольно большом диапазоне от рассчитанных средних ставок — чуть ли не до 30 процентов. Такой большой коридор устраивал практически всех. С любой стороны противоречия законопроекту не было, в том числе, как со стороны Минфина, так и Центробанка, банкиры тоже не особенно возражали против таких правил игры. 

Что не устроило группу депутатов одной из думских фракций, а также сенаторов СФ остается тайной. Напомним, что явилось побудительной причиной появления поправок ограничения ставок кредитов. Президент страны не просто высказался, а дал поручение, в котором прописал целесообразность устранения роста «закредитованности» россиян, он предложил ввести прямое регулирование административными методами процентных ставок в отношении необеспеченных потребительских займов (кредитов). 

Вполне вероятно, что предложенные полностью согласованные поправки изучались на самом верху. Наверняка тот, кто дал поручение, решил предложенный инструмент на время отложить в сторону. 

В целом законопроект, касающийся темы потребительского кредитования, направлен на расширение прав, как заемщиков, так и кредиторов. Заемщики, а это аудитория в 35 процентов всего населения страны, смогут получать более полную информацию о стоимости услуги, в законопроекте подробно прописаны особенные условия отказа от кредита. 

Кредитора защищают путем усовершенствования положений закона о залоге и ином обеспечении выполнения со стороны заемщика договорных обязательств. Вносится ряд касающихся темы изменений в административном и иных отраслях законодательства. 

Законопроект актуален и своевременен. В практике потребительского кредитования возникают нехорошие ситуации, которые могут подорвать не только работу банковской системы, но и повредить устойчивости экономической системы государства.

Очень негативна и требует пресечения практика влезания в новые долги как бы для того, чтобы рассчитаться со старыми. Можно привести пример статистического среза данной ситуации — из десяти процентов российских банковских заемщиков, взявших не один и не 2 займа в разных банках около четверти (2.5 процента от всех заемщиков) в течение 3-х первых месяцев не сделали ни единого шага к выплате долгов. Это очень нехорошее явление. Люди живут не по средствам. 

Следует заметить, что новый законопроект, в отличие от существующего до него федерального закона не однозначно оценивается банкирами России. Некоторые относятся к нему очень негативно, в какой-то степени этот законопроект задевает деятельность расплодившихся коллекторских служб. 

Для заемщика важно то, что ему должны на этапе переговоров о заключении кредитного договора предоставить максимально точные сведения о всей сумме, которую ему придется уплатить и сроках погашения. Если вам требуется займ, юридически подготовьтесь к возможным ситуациям, для чего пройдитесь по всем нормативным актам, которые связаны с кредитами (займами), не пропустите главу 42ГК РФ, а также закон о Центробанке. 


Ссылки по теме

О досрочном погашении потребительского кредита

Как выбрать банк для получения кредита? Советы юриста

Ипотека и кредит. Что делать, если банк меняет условия договора?

«Долговая яма» по кредиту

Банк воспринимает малый бизнес как наиболее гибкий сегмент

Какие обязанности лежат на поручителе в случае смерти заемщика по кредиту?


Оцените статью
Юридические вопросы и ответы