Зарегистрирован: 14 января 2013 , Последний раз был: 30 ноября -0001 ,
Рейтинг всего: 0, Рейтинг за месяц: 0, Рейтинг за сутки: 0,
Регион: Россия
Регион: Россия
Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов 24 сентября 2008 года. Учитывая, что Конвенция была открыта к подписанию 30 марта 2007 года и как международный договор ООН вступила в силу 30 мая 2008 года, то Российская Федерация находится в числе государств, которые сравнительно быстро подписали указанную Конвенцию.
В апреле 2009 года Президент России поручил Правительству Российской Федерации подготовить предложения по ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов в срок до 15 декабря 2009 года.
Также Председатель Комитета Государственной Думы РФ по международным делам Константин Косачев 13 апреля 2009 года на круглом столе «О перспективах ратификации и проблемах реализации Конвенции ООН о правах инвалидов» заявил, что предложения по ратификации Конвенции должны быть готовы к концу 2009 года. «В контексте этих предложений будут определены сроки и условия представления Конвенции на ратификацию в Государственную Думу», — сказал он.
Очевидно, что предложения по ратификации так и не были представлены в указанный срок, но проверить информацию не представилось возможным, так как в открытых источниках сведения об этом отсутствуют.
Однако есть все основания считать, что Российская Федерация планирует ратифицировать Конвенцию ООН о правах инвалидов в короткие сроки.
В частности, необходимо отметить, что в Российской Федерации на самом высоком уровне понимают актуальность проблем инвалидов, что подтверждается структурными преобразованиями в высших органах власти.
Так, практически сразу после подписания Конвенции о правах инвалидов, в соответствии с Указом Президента РФ от 17 декабря 2008 г. N 1792 был воссоздан Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов (Указ Президента РФ от 17 декабря 2008 г. N 1792 «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов». Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 51 ст. 6138). Совет является совещательным органом при Президенте, содействующим реализации полномочий главы государства по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидов. В состав Совета вошли представители органов государственной власти, депутатского корпуса, общественных организаций инвалидов.
Первое заседание Совета по делам инвалидов состоялось 07 апреля 2009 года в Кремле. На нем Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев дал правительству Российской Федерации ряд поручений, а именно:
а) подготовить предложения по ратификации Конвенции о правах инвалидов, в том числе по вопросам формирования законодательной базы и инфраструктуры, обеспечивающей инвалидам возможность беспрепятственного доступа к объектам и услугам.
б) с участием общественных организаций инвалидов разработать концепцию государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, учитывающую положения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.
в) разработать и включить в установленном порядке критерии оценки положения инвалидов в субъекте Российской Федерации в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825.
г) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление размеров ежемесячной денежной выплаты инвалидам в зависимости от группы инвалидности.
д) представить предложения по организации обучения инвалидов, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в обычных образовательных учреждениях, предусмотрев для этого создание необходимых материально-технических условий и финансирование.
е) с учетом анализа потребности в переводчиках и преподавателях языка жестов для предоставления услуг по сурдопереводу лицам с проблемами слуха представить предложения по увеличению количества таких специалистов, предусмотрев их подготовку во всех федеральных округах.
ж) проработать вопрос о возможности изменения пороговой численности работников организаций, для которых устанавливается квота для приема на работу инвалидов, прежде всего государственных (муниципальных) организаций и организаций, выполняющих государственный (муниципальный) заказ, а также вопрос о восстановлении обязательной платы работодателей при невыполнении квоты в целях повышения уровня занятости инвалидов.
з) в целях сохранения существующих и создания новых рабочих мест для инвалидов представить предложения по поддержке тех предприятий и учреждений, чьими единственными учредителями являются общественные организации инвалидов, в том числе путем размещения заказов организациями, которым оказывается государственная поддержка за счет бюджетных средств; рассмотреть вопрос о возможных дополнительных преференциях для таких предприятий и учреждений при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд, а также вопрос о возможности увеличения существующих объемов финансовой помощи за счет средств федерального бюджета общественным организациям инвалидов.
и) при рассмотрении проекта федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обратить особое внимание на учет потребностей инвалидов и маломобильных групп населения.
к) при предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации учитывать необходимость закупки отечественных специализированных автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов. Подготовить и направить субъектам Российской Федерации рекомендации по обеспечению автобусных парков транспортными средствами, приспособленными для перевозки инвалидов, маломобильных групп населения, и транспортными средствами, специально оборудованными для перевозки инвалидов.
л) проработать вопрос о необходимости внесения в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, права на получение льгот по оплате жилого помещения.
2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
а) сформировать советы по делам инвалидов при высших должностных лицах (руководителях высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
б) при формировании заявки субъекта Российской Федерации на обновление муниципального автобусного парка предусматривать приобретение средств городского транспорта общего пользования, приспособленных для перевозки инвалидов, маломобильных групп населения, и транспортных средств, специально оборудованных для перевозки инвалидов, в соответствии с рекомендациями Правительства Российской Федерации.
29 декабря 2009 года в Кремле состоялось второе заседание Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. В повестке дня были рассмотрены вопросы:
- Отчет Правительства России о выполнении Поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 17.04.2009 года № ПР-937. С докладом выступила Министр здравоохранения и социального развития Т.А.Голикова.
- Об инклюзивном образовании инвалидов. С докладом выступил Министр образования и науки А.А.Фурсенко.
- Разное.
Вел заседание Председатель Совета — Руководитель администрации Президента России С.Е.Нарышкин.
Ознакомиться со стенограммой прошедшего 29 декабря 2009 года совета по делам инвалидов не представляется возможным по причине отсутствия этой информации в открытых источниках. (Прим. авт.)
14 июля 2009 года в Государственной Думе РФ образовано Межфракционное депутатское объединение (МДО) по делам инвалидов. Его сопредседателями являются депутаты Госдумы РФ О.Н.Смолин, М.Б.Терентьев, В.С.Селезнев. По словам В. Селезнева: «новое депутатское объединение создано во исполнение инициативы Президента РФ о подготовке к ратификации Конвенции о правах инвалидов и инициативы председателя Правительства РФ Владимира Путина по разработке Федеральной целевой программы „Доступная среда“. В планах работы нового союза — оптимизация координации работы комитетов и комиссий Госдумы РФ и депутатских объединений по законодательному регулированию положения инвалидов, а также содействие субъектам законодательной инициативы при разработке законопроектов, призванных улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья».
В январе 2010 года в Министерстве здравоохранения и социального развития России был создан Департамент по делам инвалидов. Целью создания Департамента является работа по достижению конвенционных стандартов на практике в России. Директор Департамента по делам инвалидов Григорий Лекарев прокомментировал планы работы Департамента:
«Перед департаментом стоят задачи, прежде всего, по созданию условий для формирования и устойчивого развития доступной среды для инвалидов в нашей стране. Основное внимание будет уделено на разработке и внедрении новых объективных подходов при установлении инвалидности, создании предпосылок для инновационного развития реабилитационной индустрии и совершенствования государственной системы реабилитации с учетом потребностей каждого конкретного инвалида. Эти направления мы уже сейчас прорабатываем в рамках подготовки государственной программы «Доступная среда» совместно с общественными объединениями инвалидов и с учетом мнения регионов. Все эти мероприятия — движение к ратификации конвенции ООН «О правах инвалидов».
В администрациях регионов Российской Федерации также проходят структурные преобразования. Так, Постановлением от 10 апреля 2006 г. N 199 «О координационном совете по делам инвалидов при губернаторе Ставропольского края», утверждено соответствующее Положение о координационном совете по делам инвалидов при Губернаторе Ставропольского края и его состав.
«С мертвой точки у нас сдвинуты многие проблемы, которые несколько лет казались нерешаемыми, — отметил заместитель председателя координационного совета по делам инвалидов при губернаторе Ставропольского края Владимир Губанов. — Имеется в виду строительство зданий и сооружений, приспособленных для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, утверждение концепции интегрированного образования инвалидов в Ставропольском крае, развитие параолимпийских видов спорта. Все начатое необходимо продолжать».
Указом Губернатора Нижегородской области от 24 июня 2009 г. N 36 также учрежден совет по делам инвалидов при Губернаторе Нижегородской области, который также является совещательным органом, к полномочиям которого отнесены подготовка предложений по формированию и проведению государственной политики в отношении инвалидов, определение способов, форм и этапов ее реализации, выработка основных направлений совершенствования законодательства РФ, Нижегородской области в сфере предоставления инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, социального обеспечения инвалидов и установления им мер государственной поддержки.
Распоряжением Правительства Москвы от 15 апреля 2009 г. N 669-РП утверждено положение «О координационном совете по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Мэре Москвы». Совет является совещательным органом при мэре Москвы, к полномочиям которого отнесена подготовка предложений по формированию и проведению городской политики в отношении инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности, определение способов, форм и этапов ее реализации, в том числе по:
«Для координации взаимодействия органов исполнительной власти города и федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих организаций, а также бизнес-сообществ по решению проблем инвалидов создан Координационный совет по делам инвалидов», — пояснил сотрудник мэрии.
«Среди основных задач совета — подготовка предложений по проведению городской политики в отношении инвалидов, по совершенствованию законодательства города в интересах инвалидов, чтобы обеспечить им равные с другими гражданами возможности, социальное положение, предоставить социальную поддержку», — отметил чиновник.
В Архангельской области координационный комитет по делам инвалидов при губернаторе создан постановлением главы администрации области от 16 июля 1996 года № 358. Комитет призван содействовать согласованности действий органов исполнительной власти области, общественных объединений инвалидов, средств массовой информации и иных организаций по осуществлению единой программы действий в отношении инвалидов.
Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с подписанием Конвенции ООН о правах инвалидов на федеральном и региональном уровне проходят структурные преобразования, призванные скоординировать государственную политику в отношении людей с инвалидностью. Это большой шаг вперед к ратификации Конвенции и реализации её положений.
Однако профильные организации, работающие в сфере защиты прав граждан с ограниченными возможностями, не полностью включены в эту работу и не в полном объеме получают информацию о ходе и результатах этой работы. Необходимо признать, что имеющаяся дискуссия в обществе недостаточна, для того чтобы мнения и позиции различных заинтересованных участников, в первую очередь людей с ограниченными возможностями, были учтены при разработке предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
В ряде субъектов федерации действующая нормативно-правовая база имеет существенные пробелы, которые дают возможность органам власти не привлекать к участию в решении социально значимых для инвалидов вопросов НКО. Например, некоторые НКО г. Ставрополя входят в состав координационного совета по делам инвалидов при губернаторе края и администрации города Ставрополя. В первом случае участие представителей НКО решается путем переговоров, (по согласованию), т.е. в принципе участие НКО в решении важных социальных вопросов, касающихся инвалидов, не обязательно и нормативно не закреплено. В подтверждение можно привести пример нормативной невключенности НКО, например, в участие создания безбарьерной среды в Ставропольском крае. В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 27.02.2008 N 7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур»
Первые два абзаца представленной нормы не расширяют правовое поле деятельности некоммерческих организаций, поскольку эти организации в силу иных нормативно-правовых актов имеют право на предоставление последним исчерпывающей информации, а также обладают правом обращаться за таковой в соответствующие органы государственной власти, органы власти субъекта, органы местного самоуправления. Особый интерес вызывает часть 3 указанной нормы, а именно формулировка: «Представители общественных объединений инвалидов могут привлекаться органами…»
А могут и не привлекаться. (Авт.) То есть, решение вопроса о привлечении НКО для подготовки затрагивающих их интересы решений зависит от «настроения» органа местного самоуправления, что в принципе противоречит положениям Конвенции ООН о правах инвалидов, в частности следующим:
п. о) Преамбулы «считая, что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются»
п. с), ст. 3, Принципами настоящей Конвенции являются:
c) полное и эффективное вовлечение и включение в общество;п. b) ст. 29, активно способствовать созданию обстановки, в которой инвалиды могли бы эффективно и всесторонне участвовать в управлении государственными делами без дискриминации и наравне с другими, и поощрять их участие в государственных делах…
Для реализации принципа «Ничего о нас без нас», необходимо на законодательном уровне закрепить обязательность привлечения НКО к решению любых вопросов, связанных с жизнедеятельностью людей с инвалидностью, разработать четкие механизмы такого участия и ввести ответственность за нарушение установленных норм.
Юрист НКО СГООИ «Вольница» Перепадя Сергей Михайлович, г. Ставрополь.