Правомерно ли начисление платы за коммунальные услуги с учетом количества фактически проживающих, но не зарегистрированных лиц?

ТСЖ моего многквартирного прислало сообщение о том, что будет взымать плату за воду (отсутствует индивидуальный счетчик) по количеству проживающих, а не зарегистрированных, после составления акта с привлечением соседей и участкового инспектора на основании постановления 354 от 06.05.2011 п.4а прил. №2.
Я понимаю: проживание граждана в жилом помещении подтверждается соответствующей записью органа регистрационного учета, а незарегистрированные не учитываются (можно сослаться на то, что они находятся у меня в гостях).
Правомерны ли действия ТСЖ и как их можно оспорить?

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом «Ж» пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, Потребитель (собственник квартиры) обязан информировать Исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений.
Согласно подпункту «Б» п.19, п.22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, подпункту 3 пункта 1 приложения №2 к Правилам при отсутствии индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения с учетом количества проживающих граждан, в том числе временных жильцом.
Таким образом, согласно действующему законодательству при увеличении числа фактически проживающих граждан (т.е. изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами) собственник квартиры не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений обязан уведомлять ТСЖ о количестве проживающих лиц для правильного расчета платы за коммунальные услуги, определяемые по нормативам потребления.
Фактическое потребление коммунальных услуг неучтенными жильцами влечет сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов в целом по дому, чем причиняются убытки ТСЖ, рассчитывающемуся с поставщиками по общедомовым приборам учета и оплачивающему, в том числе, потребление неучтенных фактических жильцов.
Согласно ч.4 ст.137 ЖК РФ ТСЖ может требовать полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.
Отсутствие регистрации фактически проживающих граждан по месту пребывания или месту жительства не может влечь освобождение от уплаты необходимых коммунальных услуг, рассчитанных исходя из числа фактически проживающих граждан, т.к. в противном случае будут допущены нарушения прав других граждан, проживающих в доме, поскольку именно на них перераспределится потребленное неучтенными жильцами количество холодной и горячей воды. Кроме того, обязанность регистрации временных жильцов по месту пребывания возникает лишь по истечении 90 дней с начала проживания – п.9 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 №199-О, «понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст.20 ГК РФ, Законе РФ от 25.06.1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.»
О правомерности начисления платы с фактических пользователей без оформления в установленном порядке регистрации по месту жительства/пребывания, без оформления документов на квартиру свидетельствует Определение Конституционного суда РФ от 18.07.2006г. №373-О, в котором указывается: «как на фактического пользователя коммунальных услуг… возложена обязанность по их оплате. При этом момент возникновения данной обязанности определен судом не моментом государственной регистрации права собственности заявителя на квартиру, а датой приемки объекта строительства в эксплуатацию, с учетом того, что обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях».
Таким образом, ТСЖ вправе начислять плату за коммунальные услуги, оплачиваемые по нормативу на человека, исходя из фактически проживающих граждан. Фактическое проживание может подтверждаться актами о фактическом проживании, заявлениями соседей, свидетельскими показаниями и прочими доказательствами.

Оцените статью
Юридические вопросы и ответы
Adblock
detector