Публикация рабочих авторских программ

№ 409927. 3 сентября 2013 в 19:37 Волгоград

Здравствуйте.

По заданию учебного заведения преподавателям в рамках основной работы было поручено составить федеральный государственный образовательный стандарт.

Программа составлена, указан составитель каждой рабочей программы.

Теперь эти рабочие программы необходимо выложить на сайт.

Но любой другой может взять часть программы и присвоить себе.

Нужно отстоять интересы составителей.

Вопросы в следующем:

1. перед публикацией программ в интернете с составителей нужно брать согласие о публикации?

2. Если нужно, но они откажутся, то что делать далее?

3. Как составителям зарегистрировать свое авторское право?

Ведь авторы рабочих программ, составив их, не предпринимали более никаких действий.

Тема: Интеллектуальная деятельность и Интернет, авторские права


Ответы юристов
, Не определен
№277098. 3 сентября 2013 в 21:09

Проблема участия интеллектуальной собственности в гражданском обороте имущества не только не теряет свою актуальность, но и приобретает особую значимость в связи с введением четвертой части ГК РФ и вступлением России в ВТО.

Правоотношения, возникающие в связи с использованием объектов интеллектуальной собственности (ОИС), регламентируются нормативными правовыми актами: ГК РФ, Законами РФ «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Патентным законом и иными принимаемыми в соответствии с вышеперечисленными законами правовыми актами.

При этом Россия является участницей Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 06.09.1952), Парижской конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20.03.1883), Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Берн, 09.09.1886) и др.

Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, многие вопросы остаются неурегулированными. Более того, практическое применение вышеперечисленных нормативных актов выявляет наличие в законодательстве РФ пробелов и коллизий.

Российское гражданское законодательство определяет понятие интеллектуальной собственности, регламентирует порядок использования ОИС, устанавливает виды ответственности и способы защиты прав.

Согласно ст.138 ГК РФ под интеллектуальной собственностью понимается «исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)».

Закон об авторском праве и четвертая часть ГК РФ регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права), в том числе определяют, кто является автором произведения, в каких случаях оно подлежит охране авторским правом, а также способы и средства защиты авторских прав.

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией. Кроме того, автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными ГК РФ (п.1 ст.49).

Рассмотрим вопросы защиты прав авторов и иных обладателей исключительных прав, а также основные проблемы, возникающие при более детальном анализе отдельных положений законодательства.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Законодательством предусмотрен принцип презумпции авторства. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

В то же время такой подход к возникновению авторских прав зачастую порождает споры о том, кто и когда действительно создал произведение. В свою очередь, это приводит к встречному вопросу — подлежит ли результат интеллектуальной деятельности правовой охране как произведение?

В своем большинстве лица, чьи права и законные интересы нарушены, обращаются за их защитой в судебные органы (арбитражные и третейские суды, суды общей юрисдикции) Доставка по москве — успейте приобрести гриль со скидкой. О нас, низкие цены, цены. .

В спорах об авторстве и, главное, об охраноспособности результата интеллектуальной деятельности особую роль имеют доказательства, подтверждающие, что в определенный момент времени конкретным автором создано именно произведение. При рассмотрении спора в суде «доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов» (ст.55 ГПК РФ; ст.64 АПК РФ). При этом доказательство считается достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Самым распространенным доказательством, которое спорящие стороны готовы представить в суд, является свидетельство о регистрации произведения (например, программы для ЭВМ). На сегодняшний день, существует достаточное количество организаций, оказывающих услуги по регистрации произведений. Более того, детально регламентирована регистрация программ для ЭВМ и баз данных в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ).

Однако сам факт регистрации произведения не носит правоустанавливающего характера (регистрируются программы для ЭВМ, но не имущественные права и полномочия), а что касается сведений, внесенных в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных, то они считаются достоверными до тех пор, пока не доказано обратное. Не исключена ситуация, когда в интересах реального правообладателя может быть представлено доказательство того, что спорное «произведение» создано ранее и другим автором или вообще не является объектом авторского права (например, не является результатом интеллектуальной деятельности, сгенерировано техническими средствами, является производным программным продуктом и не имеет существенных отличий от «исходного» объекта авторского права). Нельзя также не учитывать и вероятность того, что правообладатель не желает регистрировать произведение. Как поступить в этом случае?

Безусловно, обращение за регистрацией произведения и последующая выдача свидетельства о регистрации подтверждают, что в определенный момент произведение (или его «имитатор») уже было создано. Однако вопрос о том, достаточно ли свидетельства о регистрации для подтверждения факта создания именно произведения, а не, например, модификации (или адаптации) программы для ЭВМ — спорный.

Как уже отмечалось выше, вопрос о том, является ли объект произведением в понимании законодательства об авторском праве, вполне логичный при возникновении спора о правах автора (иных правообладателей) на данный объект, однако он требует отдельного рассмотрения (не в рамках настоящей статьи).

Итак, что же будет являться доказательством права автора (правообладателя) на произведение? Какие средства защиты существуют, какими доказательствами могут располагать автор и иные обладатели исключительных прав для подтверждения своих прав, что может опровергнуть представленные ими доказательства?

В данной ситуации представляет интерес ст.482 Закона РФ «Об авторском праве», которая определяет, что подразумевается под информацией об авторском праве и смежных правах. В частности, «информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация» Вам приглянется наша венецианская штукатурка по спец предложению . Полный реестр поставщиков Липецка в системе lipetsk.ist-budget.ru .

Из данной статьи следует, что любая информация, содержащая в себе идентификационные признаки произведения и его автора, может быть так же, как и свидетельство о регистрации, рассмотрена в качестве доказательства прав автора (иного правообладателя).

Данная информация может иметь любую форму выражения: может быть размещена на сайтах различных организаций в сети Интернет или опубликована в СМИ. В качестве доказательства можно рассматривать и информацию, имеющуюся у соответствующей организации, обязанной хранить обязательный экземпляр документов (так называемое депонирование произведений).

Тогда вполне обоснованно возникает вопрос: что относится к таким идентификационным признакам? Закон РФ «Об авторском праве» не содержит определения идентификационных признаков произведения.

Если же обратиться к упомянутым выше Правилам РОСПАТЕНТА, то на регистрацию должны представляться депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных. Из установленной формы заявления о регистрации следует, что к материалам, идентифицирующим регистрируемую программу для ЭВМ или базу данных, относятся: распечатка исходного текста; распечатка объектного кода; материалы, идентифицирующие аудиовизуальные отображения, порождаемые программой для ЭВМ; распечатка изображения и иное. Представление депонируемых материалов в иной форме допускается только при наличии обоснования заявителя о том, что данная форма в большей степени обеспечивает идентификацию регистрируемой программы для ЭВМ.

Опять же возникает вопрос: как факт регистрации программы для ЭВМ может быть рассмотрен в качестве достоверного доказательства, подтверждающего права автора на произведение, если сама информация о произведении (программе для ЭВМ) основана на субъективном мнении заявителя регистрации и при этом не гарантирует однозначной идентификации, подтверждения соответствия произведения («только… в большей степени обеспечивает…»)?

Очевидно, что этих материалов недостаточно для идентификации и подтверждения соответствия произведения, да и само законодательство не исключает возможности существования «иных материалов». Это в свою очередь приводит к выводу о том, что в определенный момент эти «иные материалы» будут существеннее материалов, представленных на регистрацию, и именно эти «иные материалы» в своей совокупности опровергнут достоверность сведений, содержащихся в Реестре программ для ЭВМ или Реестре баз данных.

Но, несмотря на это, если в отношении программ для ЭВМ и баз данных в законодательстве есть хоть какое-то упоминание о том, какие материалы могут их идентифицировать, то в отношении других видов произведений (рукопись, машинопись, нотная запись, рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр, скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) данный вопрос абсолютно не регламентирован.

Не следует забывать также о существовании ПБУ-14/2000 «Учет нематериальных активов», которое определяет необходимые признаки, которым должен отвечать ОИС для отнесения его к нематериальным активам. Одним из таких признаков является «наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки патента, товарного знака и т.п.)».

Возвращаемся к общепринятому мнению о том, что регистрация произведения есть достоверное доказательство, подтверждающее авторство на это произведение и его правовой статус. Как быть и чем руководствоваться в ситуации, когда, с одной стороны, имеется свидетельство о регистрации произведения, выданное «правообладателю», а с другой — авторский договор на это произведение, заключенный абсолютно другими лицами. Причем авторский договор может быть заключен и раньше и в тот же период, когда выдано свидетельство о регистрации.

В этой ситуации, у какого доказательства будет приоритет. Достаточно ли свидетельства о регистрации или… НЕТ. Как уже сказано выше, регистрация не носит правоустанавливающего характера. При рассмотрении спора в подтверждение существующего права на ОИС, потребуется ряд исследований.

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» появился новый вид подтверждений соответствия ― оценка соответствия, осуществляемая в форме сертификации. Согласно п.1 ст.21 этого ФЗ «объектами добровольного подтверждения соответствия являются… объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами [например, авторскими договорами и договорам отчуждения прав], устанавливаются требования». Система сертификации (ее правила) определяет «перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой работ и порядок их оплаты… участников данной системы сертификации» (п.2 с.21 ФЗ).

В частности, по правилам системы сертификации СДС ОИС (государственный регистрационный № РОСС RU.Ж157.04АД00) проверяется соответствие признакам новизны, оригинальности, объективной формы существования, устанавливается, является ли данное произведение служебным или заказным и т.д. Необходимые экспертизы осуществляют профессиональные специалисты. Предусмотрено депонирование и обнародование сертификатов соответствия, страхование рисков интеллектуальной собственности, разрешение споров Третейским судом СДС ОИС.

Анализ положений рассмотренных выше нормативных правовых актов позволяет в очередной раз задать вопрос: можно ли рассматривать сертификат соответствия, выданный на основании заключения независимых экспертов, как достоверное доказательство или нет? Можно ли отнести характеристики, на соответствие которым осуществляется сертификация, к признакам, идентифицирующим произведение?

(Но это — тема уже другой публикации)

Вместе с тем, все вышеизложенное возвращает нас к тем вопросам, которые обозначены в начале настоящей статьи: что будет являться достоверным доказательством в случае возникновения спора о праве, чем должен руководствоваться суд при разрешении спора, из каких источников он может получить достоверную информацию о произведении, его авторе и правах правообладателя (в т.ч. и правах работодателя в отношении служебного произведения)?

Конечно, можно бесконечно долго говорить о необходимости совершенствования законодательства, о том, какие вопросы следует урегулировать на законодательном уровне, но самый главный вопрос — как максимально защитить свои права с учетом действующего законодательства, требует ответа… Существует ли на сегодняшний день возможность предоставления какого-либо документа, подтверждающего, что в определенный момент в результате творчества одного или нескольких лиц было создано абсолютно новое и оригинальное произведение, что указанное лицо является автором этого произведения и имеет право осуществлять предоставленные законом права, что правообладатель на законных основаниях получает экономическую выгоду от использования ОИС.

В ответ на постоянно возникающие вопросы, как третейский судья, могу сказать следующее. Достоверным доказательством по делу о защите нарушенных прав для суда будет то доказательство, которое содержит в себе всю необходимую информацию, позволяющую однозначно сказать: спорный объект является произведением, а данное произведение обладает необходимыми признаками, которые гарантируют охрану произведения авторским правом. При этом сертификат соответствия, в совокупности с формирующими его экспертными заключениями, является едва ли не единственным доказательством, позволяющим суду получить ответы на поставленные вопросы.

КОРЧАГИНА НАДЕЖДА ПАВЛОВНА-автор статьи



Оцените статью
Юридические вопросы и ответы