Как оплачиваются коммунальные услуги учителям в сельской местности (Тамбовская область)?

№ 276636. 9 декабря 2010 в 19:21 Тамбов

Как должны оплачивать коммунальные услуги учителям в сельской местности (Тамбовская обл.)? На основании каких документов оплата этих услуг уменьшается?

Тема: Жилищное право, сельская местность


Ответы юристов
№180670. 16 декабря 2010 в 19:17

Здравствуйте, Татьяна Лукина.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 января 2007 г. N МОН-П-92

«О вопросах участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в финансировании мер социальной поддержки педагогических работников»

Минобрнауки России по вопросам участия Российской Федерации и субъектов РФ в финансировании мер социальной поддержки педагогических работников в связи с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) сообщает.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (далее — Закон) педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.

Данная льгота, гарантированная государством, существующая в Законе с момента его принятия (1992 г.), способствует закреплению молодых специалистов в данной местности.

В соответствии с пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.

Таким образом, Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

В статье 26.3.1 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения. «Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.»

Вместе с тем полномочия субъектов РФ по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ (п. 7 ст. 26.3).

Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 10.02.48 N 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» установлена обязанность исполкомов сельских и поселковых советов предоставлять бесплатно педагогическим работникам начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Распоряжением Совета Министров СССР от 24.07.49 N 11433р действие постановления Совмина СССР от 10.02.48 N 246 распространено на учителей, директоров и заведующих учебной частью средних школ в сельских местностях.

В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 24.10.90 N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» вышеуказанные постановление и распоряжение являются действующими.

При определении понятия «бесплатная квартира» следует руководствоваться статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02.08.95 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

По пункту 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации существует Определение Конституционного суда РФ от 09.04.2002 N 68-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о признании его не соответствующим Конституции Российской Федерации». Данная норма направлена на упорядочение бюджетного процесса и должна истолковываться как обязывающая органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы при формировании и принятии бюджетов соответствующих уровней.

Право педагогических работников на своевременное получение предоставленных законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков.

Статс-секретарь-

заместитель министра Д. Ливанов

Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости — обращайтесь! С уважением А.П. Бикмурзин. Удачи вам.


Оцените статью
Юридические вопросы и ответы