Условия приема на работу коррупционера

ГлавнаяЮридический журнал«Юридический ликбез»Условия приема на работу коррупционера

31 мая 2009 в 20:49 Источник: Российский бухгалтер

Трудовой кодекс определяет условия оформления трудовых отношений, в соответствии с которыми в общем случае все граждане имеют равные права независимо от их расы, пола, цвета кожи, национальности и других обстоятельств, которые не имеют отношения к деловым качествам. Однако с недавнего времени появилась категория граждан, некоторым установлены дополнительные ограничения, не связанные, кстати, с деловыми качествами.

Условия приема на работу, по нашему законодательству, достаточно демократичны.

Как только человек достиг возраста 16 лет, он может выставлять свою кандидатуру в качестве наемного рабочего. При этом согласия родителей уже не требуется.

Трудовой кодекс гарантирует, что человеку не может быть отказано в заключении трудового договора со ссылкой на обстоятельства, которые не связаны с его деловыми качествами. К последним можно отнести уровень образования, наличие определенных навыков, стажа.

Безусловно, для некоторых категорий профессий могут быть предъявлены специфические требования. Например, наличие некоторых заболеваний станет непреодолимым препятствием для получения желаемой работы.

Для некоторых кандидатов установлены дополнительные гарантии приема на работу. Статья 64 ТК РФ запрещает отказывать в заключении трудового договора:

  • женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей;
  • работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

Чтобы устроиться на работу, гражданин должен представить определенный трудовым законодательством перечень документов.

Вот он:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В специально оговоренных законом или постановлениями правительства случаях, могут потребоваться и другие документы.

Все эти ограничения и дополнительные сведения характеризуют способность человека выполнить определенные трудовые функции.

Но в последнее время на волне борьбы с коррупцией были приняты целые пакеты законов, которыми предполагается нанести сокрушительный удар по мздаимцам, разрушить сложившуюся традицию кормления госслужащих за счет коммерческих организаций и простых граждан.

Так в Трудовом кодексе появилась новая статья, согласно которой на бывших государственных и муниципальных служащих наложены дополнительные требования. Сообщая своему потенциальному работодателю сведения о своей личности и прежнем месте работы, они обязаны рассказать, что когда-то работали в государственных или муниципальных органах. Это обязательный для освещения период ограничен двумя годами после увольнения из соответствующих органов.

Работодатели, в свою очередь, обязаны в течение 10 дней сообщить в муниципалитет или государственный орган, что их бывший служащий устроился на новое место. Таким образом, организован определенный «колпак Мюллера», который видимо призван ограничить аппетиты взяточников и других любителей превышать служебные полномочия, переходит из госорганов в коммерческие организации, которые они ранее курировали.

Если работник не сообщит указанных выше сведений, то он может быть уволен по основаниям, предусмотренным статьями 84 и пунктом 11 статьи 77 ТК РФ.

Кроме того, идя по пути борьбы с коррупцией, приняты дополнительные законодательные меры ответственности для тех работодателей, которые принимают на работу государственных служащих, в том числе и бывших. Административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, предусмотрена новой статьей 19.29 КоАП РФ.

Перечень должностей, занимая которые дают гражданам такие «привилегии» установлен Указом Президента РФ 18 мая 2009 года № 557.

В перечень входят должности начальников и их заместителей различных уровней в структуре МВД РФ, МЧС РФ, Минобороны, Службы внешней разведки, ФМС, ФСИН, Агентство спецстроя и множество других должностей, исполнение которых предполагает:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
— и других функций, о которых можно узнать из содержания Указа.

Таким образом, включение дополнительных ограничений при приеме на работу продиктовано благими намерениями — уменьшения уровня коррупции в нашем обществе.


Ссылки по теме

Изменения в трудовом кодексе: не все новое – это хорошо забытое старое

Порядок расторжения трудового договора

Соразмерность дисциплинарных взысканий по трудовому законодательству

Что должен знать гражданин, заключая трудовой договор с работодателем?

Правомерно ли вас уволили с работы?

Всегда ли увольнение по статье 80 Трудового Кодекса РФ является собственным желанием?


Оцените статью
Юридические вопросы и ответы